Этноэкология

Этноэкология — это наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающим миром и представления о нем в рамках традиционной культуры, а также влияние культурных установок на современные взаимоотношения с природой и окружающим миром в целом.
В качестве направления в природоохранной деятельности этноэкология выявляет и пропагандирует традиции неразрушающего природопользования; выявляет культурно обусловленные причины природоразрушающего поведения человека и возможные методы коррекции.
В качестве направления в педагогике этноэкология использует сбор и изучение информации о традиционной культуре для воспитания эко-ориентированного типа личности; изучает и использует опыт, который был наработан веками.
Давайте прикоснемся к миру природы, природоохраны, рационального природопользования через мир балкарской культуры.
- - -
Кязим Мечиев - лучший поэт, просветитель и мыслитель балкарских гор, основоположник балкарской поэзии и литературного балкарского языка повествует нам о своем друге:
МОЕМУ ПСУ
Мой пес, приятель в черной шкурке,
Тебе тепло без горской бурки.
Ко мне ласкаешься, любя,
Я никогда не бью тебя.

Ты стадо сторожишь на славу,
Тебе мерзавцы не по нраву,
Как я, не терпишь ты врагов –
Двуногих мерзостных волков!

Дружу я много лет с тобою,
Мы общей связаны судьбою.
Ты много света мне принес.
Мой черный пес, мой добрый пес!

На недругов моих ты лаешь,
А мне спокойных дней желаешь,
Ты в кузне у меня, как друг, -
И пусть бушует дождь вокруг!

Ты за меня, презревши робость,
В огонь пойдешь и прыгнешь в пропасть,
Я вижу, как тосклив твой взгляд,
Когда и я тоской объят.

Из-за меня страдал, бывало,
Моих стихов узнал немало,
Умнее, чем знаток иной,
О них беседовал со мной.

Хозяин твой не князь, а нищий.
Тебе он не жалеет пищи,
Стихи поет и сталь кует,
Собаку никогда не бьет.

Ты заслужил вот эти строки,
Мой черный пес, мой быстроногий!
Бесчестным, злым внуши испуг.
Мой черный пес, мой верный друг!
- - -
В экологии на первом месте всегда стоит культура. Только благодаря культуре и нравственности можно успешно осуществлять дело охраны окружающей среды.
Этический кодекс «Ёзден Адет», передаваясь от поколения к поколению, изменялся и оттачивался, став нравственным законом, определявшим и регулировавшим народную жизнь. В настоящей книге систематизированы положения и установления «Ёзден Адет», до последнего времени существовавшего в устной форме, выявлены и описаны онтологические его корни.
Сегодня, когда все сильнее угроза обезличивания и утраты национальных духовных ценностей, идейных и
моральных ориентиров, выход в свет жемчужины культурного наследия карачаево-балкарского народа с комментариями как нельзя своевременен.

Читать: ЁЗДЕН АДЕТ: Этический кодекс карачаево-балкарского народа. Сост., предисловие и комментарий М.Ч. Джуртубаева. - Нальчик: Эльбрус, 2005. - 576 с.
- - -
ЭТНОЭКОЛОГИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРА. УВАЖЕНИЕ К ОЧАГУ
Знойная пора, дожди, снега, промозглость… Каждый путешественник знает истинную цену огня. Приятно погреться у костра, высушить вещи, приготовить пищу и ароматный чай, душевно посидеть, поговорить о жизни, послушать песни под гитару… Романтика, которую невозможно представить без яркого потрескивания дров и запаха дыма от костра…
Есть другая сторона этой романтики. Порой наблюдаешь: вот оно потухшее кострище или тот же мангал, видно люди хорошо посидели и провели время, оставленный мусор, на углях лежат окурки. Удивительно… Огонь дарил радость компании, дарил тепло и приют для приятного отдыха, а в итоге его отблагодарили кинутыми окурками и мусором. Знали бы современные люди, что до сих пор к огню относятся уважительно во многих уголках нашей планеты. Свою жизнь не могут представить без огня, без очага многие районы Азии, Южной Америки, Африки, многие регионы России, где присутствует кочевой, оседло-кочевой образ жизни и традиционная культура, сложившаяся за тысячелетия. Первый или последний кусок трапезы, приготовленной на очаге, отдают огню в знак благодарности. И здесь не помышляют осквернить очаг мусором. Понятие затушить костер по «пионерски» для этих людей это великое осквернение. Герой, который решится это сделать, рискует ошпарить себя парами, жидкость на раскаленных углях быстро превращается в пар, который, стремительно поднимаясь, может обжечь отдельные части тела. Такой герой еще сильно обидит хозяев, живущих на данной земле и придерживающихся традиционного уклада жизни. Такой традиционный уклад жизни в современное время вы встретите в яранге, в чуме, в монгольской или киргизской юрте, в типи, в шатре бедуинов, туарегов, тибетцев и т.д.
Обратимся к Кавказу. На Кавказе говорили и говорят: «Юйню патчахы - тыпыр». В переводе означает, что царь дома – очаг. Совсем недавно очаг был центром жизни на Кавказе. Очаг – это символ дома, семьи, благополучия. Ближе к нему усаживали гостей и старших членов семьи. Невеста, когда входила в новую семью, обязательно должна была обойти очаг по кругу. Народы Кавказа всегда жили общиной. Старшая женщина-мать была хранительницей домашнего очага и традиций, передавая свой опыт подрастающим поколениям, старшие мужчины своей мудростью и авторитетом сплачивали семью и общину. Существовала вера в духа очага, которого следовало оберегать, и ни в коем случае не осквернять его жилище.
Помните, что прежде чем поехать в путешествие необходимо ознакомиться с культурой людей, населяющих данный регион, вдруг здесь до сих пор сохранились традиционные верования и обычаи, которые уходят корнями в глубокое прошлое. Потушить костер всегда можно культурными способами, пожарную безопасность никто не отменял. Убрать за собой мусор - естественная черта характера культурного человека. И помните, что царь дома – это очаг.
- - -

  • Вы любите путешествовать? И явно Вы стремитесь к познанию мира? А что лучше всего расскажет о культуре региона? Конечно, сказания, легенды, притчи... И давайте прикоснемся к этому миру повествований в разделе нашего сайта "Притчи и легенды гор"
  • А для приятного общения на тропах нашего региона мы составили для Вас "Балкарский словарик"
    - - -
  • Основываясь на культуре балкарского гостеприимства, с целью реализации внутреннего потенциала человека через собственное стремление к развитию, самопознанию и самосовершенствованию мы проводим традиционный конкурс "Инсан Безенги" (Личность Безенги)
    - - -
  • Мы уделяем большое внимание образовательным программам на базе возможностей альплагеря "Безенги". Одним из направлений является развитие семейного образовательного и интеллектуального туризма. Идеи таких программ хорошо изложены в статьях сотрудницы альплагеря "Безенги" Л.А. Герасиной, успешно апробированы за шестнадцать лет на базе одной из школ города Москвы.
    Статьи опубликованы в сборнике IV Всероссийской конференции учителей «Проектная деятельность в школе: мотивация, содержание, методики» 02 – 07 марта, 2017 г., Сочи, проводимой при поддержке:
    - НП «Содействие химическому и экологическому образованию»,
    - Образовательный центр «Сириус»,
    - Химический факультет МГУ имени М.В Ломоносова,
    - Московский технологический университет,
    - Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Сочи,
    - Общероссийское общественное движение «Исследователь»,
    - Журнал «Химия и жизнь»,
    - Оздоровительный комплекс «ДАГОМЫС».
    Статья: "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ" - стр. 335
    Статья: "УРОК НЕ ЗА ПАРТОЙ" - стр. 349
    - - -
  • Начиная с сезона 2018 года мы разработали авторскую программу
    ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В УЩЕЛЬЕ БЕЗЕНГИ «ПРИКОСНОВЕНИЕ»
    ЦЕЛЬ: Интеллектуальный экотуризм через прикосновение с миром природы и эколого-краеведческим познанием.
    ЗАДАЧИ:
    -цивилизованный и интеллектуальный отдых на природе,
    -освоение навыков туристической подготовки и взаимодействия в команде,
    - знакомство с естественными науками: экология, ботаника, география, гляциология, гидрология.
    - знакомство с регионом через образовательные блоки истории, этноса и краеведения,
    - прикосновение к атмосфере и философии альпинизма,
    - перспективные решения для будущего: быть в туризме или освоить навыки альпинизма.
    (подробности в прикрепленном файле)