ПУТИ И ДОРОГИ В БЕЗЕНГИ КОНЦА XIX ВЕКА

Первые экспедиции английских альпинистов на Кавказ (1860-1870 гг.) начинались по морю. Путешественники на пароходах через Одессу попадали в Поти, а оттуда через Сванетию на северные склоны ГКХ. Однако экспедиции 1880-1890 годов чаще всего начинались уже на северной стороне хребта.
В 1875 году было закончено строительство ветки железной дороги Ростов - Владикавказ, благодаря чему сообщение с Западной Европой значительно упростилось. Теперь можно было избежать морских путешествий, а главное - избежать риска заразиться лихорадкой, проезжая из Поти в Тифлис (Тпилиси).
Большинство путешественников в район Безенги добиралось поездом до станции Котляревская (узловая железнодорожная станция Минераловодского региона Северо-Кавказской железной дороги), а оттуда на телегах до Нальчика. Так в 1887 г. Дугласу Фрешфильду понадобилось 6 часов для того, чтобы проехать 45 км от этой станции до Нальчика.

Материал предоставил: Константин Товстиади