КУДА ПРОПАЛИ ДОНКИН И ФОКС?

-

Здравствуйте, читатели, интересующиеся историей. Сегодня у нас в студии исторического проекта «Холодный Кавказ» Александр Ланге - профессиональный гид и альпинист с большим общим и Безенгийским стажем горовосхождений с рассказом о роковой попытке восхождения в Безенги 1888 года.
«Тезисно» скажем читателям, что 1888 год - «волшебный» год, когда на Центральном Кавказе совершаются первые технически сложные восхождения на знаковые вершины - Дыхтау, Шхару, Ушбу. Остается только Коштантау.
Донкин, Фокс, Фишер и Штрейх - сильная группа подходит к горе в конце августа, поднимается на перевал Уллуауз с севера и погибает при попытке прохождения восточного гребня…
В 1889 году поисковая группа находит место данного лагеря и личные вещи... А в 2022 году данные исторические факты не дают покоя, заставляя внедряться в разбор восхождения:

1. Как объяснить выбор места последнего бивуака?

Группа встала на бивуак на южной стороне перевала Уллуауз примерно в 100 м ниже, что мы знаем из отчетов поисковой группы 1889 года. Скорей всего это обусловлено тем, что северная экспозиция перевала, куда стекает ледник Уллуауз, имеет сильное оледенение и вероятнее всего в тот день, 28 августа 1888 года, дул ветер со стороны долины Думала и, чтобы укрыться от ветра, нужно было перевалить на другую сторону перевала.
Кроме этого, скалы сохраняют тепло и на них сухо. Хотя по рисункам, которые сделал капитан Пауэлл - член поисковой группы 1889 года видно, что бивак сильно засыпан снегом. Скорей всего и годом ранее было так же.

2. Какова сложность маршрута по восточному гребню Коштантау по сравнению с другими маршрутами пройденными в те годы в Безенги?

Впервые восточный гребень был пройден в 1948 году группой Гарфа и с большой вероятностью больше не повторялся. Маршрут этот имеет 5Б к.т. и, наверно, является самым сложным из маршрутов, которые пытались пройти или прошли альпинисты тех лет.
Вот что пишет Гарф, увидев восточный гребень:
«Уже с первых шагов начал выявляться истинный характер этого сложного маршрута. Средняя крутизна гребня невелика, не более 25°. Однако на всем участке от перевала Уллуауз до вершины возвышается ряд «жандармов», пять из них поднимается над гребнем более чем на 200 метров».

3. Что представляло для группы наибольшую опасность?

Если рассматривать опасности рельефа, то при изучении фотографий сразу бросается в глаза огромный нависающий ледопад. Если попытаться обходить жандармы гребня, можно оказаться под этим ледопадом. Также большую опасность представляет нестабильный снег на склонах.

4. Как часто в этих местах бывают люди сейчас?

Эти места практически не посещаются, за период с 1888 года и по сегодняшний день в этих местах побывало примерно 20 групп. Дело в том, что с перевала Уллуауз можно попасть на практически непроходимый ледник Тютюн, с сильно выкрученным и разломанным льдом. Из 20 групп 14 - туристические, они все ночевали на перевале, на снегу. В постсоветские времена этот перевал посещали только туристические группы, которое проходили этот перевал со стороны ущелья Думала. Последняя группа посетила перевал в августе 2020 года.

Никто явно даже не мог предположить, что где-то на скалах есть последний бивуак английских альпинистов, которые пропали в 1888 году. Возможно, кто-то натыкался на этот бивуак даже не подозревая о том, кто его сделал.
Есть мысль - попробовать разыскать этот бивуак, я думаю он сохранился.
_ _ _
Автор статьи: Александр Ланге - горный гид, инструктор альпинизма, путешественник и исследователь.
Источник: исторический проект "Холодный Кавказ. Первоисточники по истории альпинизма на Кавказе с 1868 по 1917 гг.":
@frostycaucasus

Информационная поддержка: Альплагерь «Безенги»:
mountainsbezengi
- - -

Спасибо Александру за разбор восхождения, проекту "Холодный Кавказ", который углубляет нас в историческое прошлое.
И у нас появились следующие вопросы к нашей уважаемой аудитории:
- Может быть к данному разбору восхождения появились дополнительные вопросы или предложения?
- Может мы разгадаем, что означает цифра 17.3 на фрагменте рисунка капитана Пауэлла 1889 года? (второй рисунок в окне фотографий данной страницы).

- И куда же делись Донкин и Фокс?..
- - -
Фотографии:
1. Восточный гребень Коштантау из отчета французской экспедиции 1933 года (“Caucasus Notes: The French Expedition, 1933. AJ LXVI pp. 221-224.)
2. Публикуется впервые!
Фрагмент рисунка капитана Пауэлла 1889 года, сделанный на месте под перевалом Уллуаз.
Найден несколько лет назад потомками Гарри Фокса в своем родовом поместье Tone Dale House (or Tonedale House)

3. Публикуется впервые!
Фрагмент рисунка капитана Пауэлла 1889 года с подписью автора и с цифрой 17.3